ISSN 0235-2443

Улезько Андрей Валерьевич (Ulezko A.)

Организация: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационное обеспечение и моделирование агроэкономических систем»


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Стратегические ориентиры развития агропромышленной интеграции в краснодарском крае

МАКАРЕВИЧ ЛИЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Дается оценка изменению структуры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия после ее пролонгирования. Обосновываются факторы, оказывающие влияние на направления стратегического развития агропродовольственных комплексов регионального уровня. Приводится критический анализ Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года по вопросам развития агропродовольственного комплекса. Отмечается, что масштабность задач, стоящих перед агропродовольственным комплексом региона, требует его структурной модернизации, определенной диверсификации как аграрного сектора, так и перерабатывающей промышленности, повышения эффективности взаимодействия производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, совершенствования системы интеграционных взаимоотношений, повышения темпов технико- технологической модернизации всех звеньев агропродовольственного комплекса, оптимизации технологических цепочек, минимизации трансакционных издержек и формирования, в конечном счете, устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих региональным производителям в долгосрочной перспективе успешно конкурировать как на российском, так и на внешнем рынках. Выявляются «пробелы» Плана мероприятий по реализации Стратегии при описании индикаторов развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, нарушающие принцип системности рассмотрения проблем функционирования агропродовольственного комплекса как сложной территориально-отраслевой системы. В качестве первоочередного мероприятия по реализации Стратегии развития Краснодарского края предлагается разработка Стратегии развития агропродовольственного комплекса региона. Делается вывод о том, что проблема его эффективного развития может быть успешно решена лишь при условии формирования рациональной системы межотраслевых и межсубъектных отношений и возможности балансирования разнонаправленных экономических интересов интегрирующихся субъектов.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Оценка интеграционных процессов в агропродовольственном комплексе краснодарского края

МАКАРЕВИЧ ЛИЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Одной из наиболее распространенных моделей организации агропромышленной интеграции в Краснодарском крае является холдинговая модель, предполагающая образование жестко структурированных интегрированных формирований, охватывающих различные звенья одной или нескольких продуктовых цепочек путем полного контроля над деятельностью экономически, организационно и технологически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Реализация холдинговой модели агропромышленной интеграции, как правило, связана с концентрацией земельных ресурсов и промышленного капитала. В рамках альтернативной модели инвестиции направляются не в приобретение земель, а в развитие перерабатывающих мощностей и объектов инфраструктуры. Модель активных поглощений и расширения контролируемого экономического пространства может быть эффективна лишь в условиях ненасыщенных рынков и значительных объемов государственной поддержки. Относительно высокий уровень организационно-экономической и технологической гибкости и эффективности демонстрируют модели, предполагающие ориентацию на договорную форму интеграционных взаимодействий. Трансформация агропродовольственной системы Краснодарского края и системы интеграционных взаимодействий производителей и переработчиков продукции аграрного сектора происходит под влиянием совокупности разнонаправленных факторов. В условиях трансформации производственных систем интегрированных агропромышленных формирований холдингового типа и оптимизации структуры их активов резко возрастает роль региональных органов власти как основного регулятора агропродовольственной системы региона, призванных за счет перераспределения средств государственной поддержки обеспечить сбалансированность и пропорциональность регионального агропродовольственного комплекса, устойчивость развития сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Перспективы развития скотоводства в воронежской области

УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЯБОВА ЕВГЕНИЯ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Потенциал развития скотоводства рассматривается как возможности отрасли по организации процесса воспроизводства, обеспечивающие поддержание оптимальных структурных пропорций и корректировку функционала в соответствии с изменениями среды функционирования. Особенности его формирования и использования, обусловлены спецификой организации воспроизводства стада и кормовой базы отрасли; различиями в структуре инвестиций в проектах развития молочного и мясного скотоводства; существенными различиями в эффективности производства продукции скотоводства; дифференциацией территорий по условиям развития отрасли; неоднородностью потенциалов развития у хозяйствующих субъектов различных категорий. Потенциал развития скотоводства в значительной мере определяется уровнем развития рынка молока и мяса КРС и продуктов их переработки. На степень этого влияния оказывают воздействие: относительно высокий уровень локализации рынков продукции скотоводства, различия территорий в уровне самообеспечения продукцией скотоводства и структуре аграрного сектора, снижение спроса на нее, недозагруженность мощностей по переработке молока и мяса при высоком уровне насыщения рынков молочных и мясных продуктов, сохраняющаяся импортозависимость отечественного рынков молока и мяса КРС, сохранение высокой доли молока и мяса, потребляемых без стадии обмена, недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции скотоводства. Для обоснования прогнозных параметров развития отрасли использован метод экспоненциального сглаживания с демпфированным трендом. Проведенные расчеты свидетельствуют о напряженности, но реалистичности индикаторов развития молочного скотоводства, определенных Стратегией развития региона, возможность при этом выхода на заданные параметры наращивания поголовья скота специализированных мясных пород считается нереализуемой.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективные параметры развития агропродовольственного комплекса воронежской области

УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, КОВАЛЕНКО ЮЛИЯ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Совокупность задач управления развития сложными экономическими системами может быть сведена к следующим укрупненным задачам: на основе объективной оценки тенденций развития объекта управления и его текущего состояния установить цели развития системы, формализовав их с помощью совокупности количественных индикаторов, обосновать оптимальную траекторию их достижения и обеспечить функционирование системы в рамках допустимых отклонений от данной траектории. Для обоснования оптимальных параметров развития агропродовольственного комплекса региона предлагается использовать агрегированную экономико-математическую модель по оптимизации сочетания отраслей сельского хозяйства блочно-диагонального типа, в которой в качестве отдельных блоков представлены хозяйства различных категорий, а в связующем блоке – баланс продовольственных ресурсов. В качестве критерия оптимальности первого (базового) варианта развития используется максимизация стоимости конечной продукции агропродовольственного комплекса региона без учета продукции, направленной на промежуточное потребление, во втором варианте – максимизация разницы между стоимостью товарной продукции и затратами на ее производство без учета хозяйств населения. При реализации параметров первого варианта стоимость конечной продукции агропродовольственного комплекса Воронежской области (в ценах 2018 г.) может достичь 265,1 млрд руб., а размер условной прибыли по сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам (без учета субсидий) – 45,6 млрд руб. Во втором варианте стоимость конечной продукции снижается до 260,3 млрд руб., а условная прибыль увеличивается до 49,9 млрд руб., при этом уровень рентабельности продукции агропродовольственного комплекса достигает 35,9‰ (по первому варианту – 32,3‰).


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные задачи развития системы стратегического управления земельными ресурсами сельского хозяйства

ДЕМИДОВ ПАВЕЛ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Рассмотрение земельных ресурсов как объекта недвижимости и пространственного базиса привело не только к искажению функций стратегического управления, но и к нарушению баланса интересов субъектов земельных отношений, обусловило низкий уровень эффективности государственного регулирования процессов землепользования. В качестве отдельной проблемы формирования системы стратегического управления земельными ресурсами выделяется деформированный характер подсистемы ее информационного обеспечения. Сложившийся механизм ведения кадастра недвижимости обеспечивает возможность реализации лишь части функций обеспечения стратегического управления ими. На уровне хозяйствующих субъектов стратегическое управление земельными ресурсами ориентировано на формирование устойчивых агроландшафтов, обеспечивающих уровень эффективности сельскохозяйственного производства. Цель стратегического управления земельными ресурсами аграрной сферы заключается в обеспечении эффективного использования продуктивных земель в долгосрочной перспективе. Функции стратегического управления земельными ресурсами относятся к компетенции государства, которое в рамках земельной политики определяет стратегию использования продуктивных земель и их воспроизводства.