ISSN 0235-2443

Макаревич Лилия Олеговна (Makarevich L. )

Организация: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Другие сведения:


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Стратегические ориентиры развития агропромышленной интеграции в краснодарском крае

МАКАРЕВИЧ ЛИЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Дается оценка изменению структуры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия после ее пролонгирования. Обосновываются факторы, оказывающие влияние на направления стратегического развития агропродовольственных комплексов регионального уровня. Приводится критический анализ Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года по вопросам развития агропродовольственного комплекса. Отмечается, что масштабность задач, стоящих перед агропродовольственным комплексом региона, требует его структурной модернизации, определенной диверсификации как аграрного сектора, так и перерабатывающей промышленности, повышения эффективности взаимодействия производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, совершенствования системы интеграционных взаимоотношений, повышения темпов технико- технологической модернизации всех звеньев агропродовольственного комплекса, оптимизации технологических цепочек, минимизации трансакционных издержек и формирования, в конечном счете, устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих региональным производителям в долгосрочной перспективе успешно конкурировать как на российском, так и на внешнем рынках. Выявляются «пробелы» Плана мероприятий по реализации Стратегии при описании индикаторов развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, нарушающие принцип системности рассмотрения проблем функционирования агропродовольственного комплекса как сложной территориально-отраслевой системы. В качестве первоочередного мероприятия по реализации Стратегии развития Краснодарского края предлагается разработка Стратегии развития агропродовольственного комплекса региона. Делается вывод о том, что проблема его эффективного развития может быть успешно решена лишь при условии формирования рациональной системы межотраслевых и межсубъектных отношений и возможности балансирования разнонаправленных экономических интересов интегрирующихся субъектов.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Оценка интеграционных процессов в агропродовольственном комплексе краснодарского края

МАКАРЕВИЧ ЛИЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Одной из наиболее распространенных моделей организации агропромышленной интеграции в Краснодарском крае является холдинговая модель, предполагающая образование жестко структурированных интегрированных формирований, охватывающих различные звенья одной или нескольких продуктовых цепочек путем полного контроля над деятельностью экономически, организационно и технологически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Реализация холдинговой модели агропромышленной интеграции, как правило, связана с концентрацией земельных ресурсов и промышленного капитала. В рамках альтернативной модели инвестиции направляются не в приобретение земель, а в развитие перерабатывающих мощностей и объектов инфраструктуры. Модель активных поглощений и расширения контролируемого экономического пространства может быть эффективна лишь в условиях ненасыщенных рынков и значительных объемов государственной поддержки. Относительно высокий уровень организационно-экономической и технологической гибкости и эффективности демонстрируют модели, предполагающие ориентацию на договорную форму интеграционных взаимодействий. Трансформация агропродовольственной системы Краснодарского края и системы интеграционных взаимодействий производителей и переработчиков продукции аграрного сектора происходит под влиянием совокупности разнонаправленных факторов. В условиях трансформации производственных систем интегрированных агропромышленных формирований холдингового типа и оптимизации структуры их активов резко возрастает роль региональных органов власти как основного регулятора агропродовольственной системы региона, призванных за счет перераспределения средств государственной поддержки обеспечить сбалансированность и пропорциональность регионального агропродовольственного комплекса, устойчивость развития сельских территорий.