ISSN 0235-2443

Тю Людмила Васильевна (Tyu L.)

Организация: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник СибНИИЭСХ СФНЦА РАН, р.п. Краснообск, Новосибирская область, Россия


Выпуск № 6, Июнь 2021 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования зернового рынка сибирского федерального округа

БЫКОВ АЛЕКСАНДР, ТЮ ЛЮДМИЛА

Сибирский федеральный округ (СФО) является крупнейшим производителем зерна в России. Проведенные исследования зернового рынка выявили ряд проблем организационного и экономического характера, оказывающий негативное влияние на его развитие. Решение проблем видится в совершенствовании организационно-экономического механизма функционирования зернового рынка СФО. Определены условия развития зернового рынка СФО, а также указаны основополагающие нормативные документы его регулирующие. Определены цель и основные задачи, приоритетные направления развития зернового комплекса и рынка зерна в СФО, прогнозируемые объемы производства и экспорта до 2025 года. Обоснована необходимость совершенствования организационно-экономического механизма функционирования зернового рынка СФО. Определена роль государства в функционировании агропродовольственного рынка, а также представлены основные рычаги воздействия государства на зерновой рынок. Отмечено, что важным направлением организационно-экономического механизма является применение программно-целевого подхода. Предложены меры организационного и экономического характера, направленные на развитие зернового рынка СФО, по стимулированию предложения и спроса, регулированию цены, развитию конкуренции на зерновом рынке, созданию условий для развития инфраструктуры, межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей, применению маркетинга.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы развития рынка зерна сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА, БЫКОВ АЛЕКСАНДР

Развитие зернового рынка происходит за счет саморегулирования при минимальном участии государства, что привело к негативным последствиям, как в сфере производства, так и в самом механизме рынка зерна и продуктов его переработки. Производители зерна в Сибирском федеральном округе (СФО) находятся в невыгодной рыночной позиции. Они ограничены в контроле за движением зерна и регулированием его предложения, не могут оказывать влияние на цены, не имеют возможности оперативно реагировать на изменение экономической ситуации на рынке зерна. Цель исследования – определить наиболее значимые проблемы развития рынка зерна и пути их решения. Определены основные зернопроизводящие регионы СФО, объемы производства зерна и объемы реализации злаковых и бобовых культур по каналам сбыта, основные получатели сибирского зерна в России. Проведенные маркетинговые исследования на зерновом рынке СФО позволили выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Анализ развития зернового рынка СФО позволил определить основные проблемы, препятствующие развитию рынка зерна в регионе. Определены основные направления решения проблем развития рынка зерна СФО, которые должны осуществляться как с учетом действия рыночного механизма саморегулирования, так и системы государственных мер воздействия на рыночные процессы. Исследование основано на статистических данных, данных Федеральной таможенной службы, открытых источников и результатов исследований специализированных подразделений СФНЦА РАН.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Перспективы усиления экспортной ориентации развития зернового комплекса сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА, ПЕРШУКЕВИЧ П., СТЕНКИНА МАРИНА, БЫКОВ АЛЕКСАНДР

Сибирский федеральный округ (СФО) – крупный производитель зерна и зернопродуктов в России. В среднем за 2015–2019 гг. в регионе ежегодно выращивали 14,8 млн т зерна. Имея протяженную границу с соседними государствами, доля СФО в экспорте зерна России составляет всего 2,4‰, что свидетельствует об удаленности региона от основных рынков сбыта и о нереализованности трансграничного потенциала СФО. В статье анализируются основные тенденции и проблемы в развитии зернового комплекса и экспорта зерна и зернопродуктов округа. Изучается страновая и продуктовая специфика сибирского экспорта зерна и зернопродуктов. Цель исследования – определить наиболее значимые задачи и направления развития зернового комплекса СФО и усиления в перспективе его экспортной ориентации. Агроресурсный потенциал территории позволяет увеличить производство зерна до 21 млн т с целью полного удовлетворения внутренних потребностей региона с учетом развития животноводства, а также наращивания объемов зернового экспорта до 3,1 млн т. Ключевые задачи – увеличение валового сбора и повышение качества зерна, расширение внутреннего потребления фуражного зерна, развитие глубокой переработки зерна и расширение рынков сбыта продукции, развитие рыночной и транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка. Определены приоритетные меры развития зерновой отрасли и рынка зерна: развитие специализированных зон товарного производства определенных видов зерновой продукции; переориентация экспорта зерна на вывоз муки и других зернопродуктов с высокой добавленной стоимостью; создание единой сибирской зерновой компании для продвижения сибирского зерна и зернопродуктов на внешние рынки; установление партнерских отношений со странами-импортерами Восточной и Юго-Восточной Азии, гарантированно поставляя сибирское зерно в требуемых объемах по взаимовыгодным ценам и привлекая зарубежные инвестиции в развитие зернового и транспортно-логистического комплексов.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Совершенствование государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство

ТЮ ЛЮДМИЛА

Целью исследования является определение наиболее эффективных направлений и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом специфики отдельных регионов. Изменения, внесенные в механизмы и инструменты государственной поддержки АПК в рамках ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», оказали положительное влияние на привлечение частных инвестиций в сельское хозяйство. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 121,5‰ от уровня 2015 г. Тем не менее, выделяемые бюджетные средства на поддержку инвестиций по - прежнему не привязаны к производственным показателям регионов, они не способствуют сглаживанию дифференциации хозяйствующих субъектов и отдельных территорий в инвестировании сельскохозяйственного производства. В 2018 г. доля Сибирского федерального округа в льготных инвестиционных кредитах составила только 3,4‰ от общей суммы кредитов, в субсидиях на возмещение части прямых понесенных затрат по направлению строительство и модернизация молочных комплексов (ферм) – 14,4‰, тепличных комплексов – 4,9‰, что гораздо ниже вклада округа в производство продукции сельского хозяйства. Рассмотрен механизм государственной поддержки технического перевооружения агропромышленного производства. Обоснована необходимость стимулирования частных инвестиций путем разработки комплексных инвестиционных проектов (программ) развития агробизнеса с участием не только крупных, но и средних, малых предприятий. Их реализация должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов – на принципах государственно-частного партнерства.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Стратегия развития апк сибири до 2035 года: социально-экономические аспекты

ПЕРШУКЕВИЧ ПЕТР, ТЮ ЛЮДМИЛА

Выявлены проблемы развития агропромышленного производства по регионам Сибири. Доказано, что в Сибирском федеральном округе (СФО) имеется возможность наращивания объема производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей местного населения в основных видах продовольствия согласно рекомендуемым рациональным нормам, а также формирования экспортного потенциала по ряду продуктов. Разработан прогноз производства продукции сельского хозяйства по субъектам РФ, расположенным на территории округа, до 2035 г., он представлен в двух вариантах - мобилизационном и инновационном. Обосновано, что для решения стратегических задач, стоящих перед сельским хозяйством округа, необходима реализация инновационного сценария, который потребует значительного роста инвестиций в отрасль. Определены основные стратегические приоритеты социально-экономического развития АПК. В их числе предложения по совершенствованию общих условий функционирования отрасли, территориально - отраслевого разделения труда, формированию рациональных внутриотраслевых структурных пропорций в сельском хозяйстве субъектов РФ в СФО. Выявлены основные инновационно-инвестиционные приоритеты развития аграрного сектора. Особое внимание уделено направлениям и механизмам социально-экономического развития сельских территорий СФО.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные направления инвестиций в развитие сельского хозяйства сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА

Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в инвестировании сельского хозяйства Сибирского федерального округа. С 2013 г. в сельском хозяйстве региона наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов инвестирования аграрного производства. Объем инвестиций в основной капитал АПК составил в 2016 г. только 40,4 млрд руб. или около 90‰ от объема инвестиций 2010 г. в сопоставимой оценке. Одной из причин неравномерного развития агропромышленного комплекса по территории страны, в том числе СФО является дифференциация хозяйствующих субъектов в инвестировании сельскохозяйственного производства. Действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствуют сглаживанию этой дифференциации. Потенциальные возможности регионов СФО в производстве основной продукции сельского хозяйства позволяют полностью удовлетворить потребности округа в основных продуктах питания. Это потребует значительного увеличения объема инвестиций в отрасль (в 2,0-2,5 раза). В силу ограниченности инвестиционных ресурсов для повышения эффективности их использования обоснована система приоритетного инвестирования отраслей сельского хозяйства.


Выпуск № 8, Август 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Современное состояние и тенденции экономической эффективности развития сельского хозяйства сибирского федерального округа

АФАНАСЬЕВ ЕВГЕНИЙ, ТЮ ЛЮДМИЛА, РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ЛУКЬЯНОВ КИРИЛЛ, МОЛЯВКО АЛЕКСАНДРА

Специализация регионов Сибирского федерального округа определяется условиями местности, социальной структурой населения, экономическими внешними и внутренними условиями. Основой сельскохозяйственной политики округа является приоритетное развитие зернового хозяйства как элемента, на котором строятся и потребление населения, и производство животноводческой продукции, и экспорт. Площадь под зерновыми культурами довольно стабильна и колеблется в пределах 9,5-10,2 млн га. Валовые сборы зерна составляют от 9,0 до 15,3 млн т. Животноводство также является ведущей отраслью сельского хозяйства, на долю которого приходится около 53‰ валовой продукции аграрного сектора СФО. За последние годы в развитии животноводства в макрорегионе произошли существенные изменения. Производство молока в последние годы стабильно - 5,5 млн т. Изменилась структура производства мяса. Отрасли свиноводства и птицеводства смогли занять подавляющую долю на рынке мясной продукции. Вместе с тем, коренного перелома в экономическом положении сельскохозяйственного производства в Сибирском федеральном округе не произошло. Развитие сельскохозяйственного производства в регионах СФО имеет разнонаправленные тенденции и определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития АПК. Сочетание конкурентных возможностей в каждом регионе различно, что связано с характером реального участия регионов в торгово-экономических связях теми ресурсами и производством продукции, которые характеризуют его специализацию и место в территориальном разделении труда. В зависимости от уровней конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей складываются объемы и структура экспорта и импорта, межрегиональные продовольственные связи по ввозу и вывозу продуктов питания каждого конкретного региона.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективы развития сельскохозяйственного производства сибирского федерального округа

ПЕРШУКЕВИЧ ПЕТР, ТЮ ЛЮДМИЛА, АФАНАСЬЕВ ЕВГЕНИЙ, ГОЛОВАТЮК СЕРГЕЙ

Выявлены тенденции и дана оценка развитию агропромышленного производства по регионам Сибирского федерального округа. Доказано, что в СФО существует возможность наращивания объема производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей местного населения в основных видах продовольствия согласно рекомендуемым рациональным нормам, а также формирования экспортного потенциала по ряду продуктов. Разработан прогноз производства продукции сельского хозяйства в целом по СФО до 2035 г., он представлен в двух вариантах - мобилизационном и инновационном. Обосновано, что для решения стратегических задач, стоящих перед сельским хозяйством округа, необходима реализация инновационного сценария, который потребует значительно увеличить объем инвестиций в отрасль. Темпы прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства должны составлять не менее 8-10‰. По расчетам из регионов СФО к 2035 г. будет вывозиться зерно, картофель, мясо, молоко и яйца в количестве соответственно 6,2 млн т, 450 тыс.т, 163,5 тыс.т, 449 тыс.т и 1192 млн шт. Даны предложения по совершенствованию территориально-отраслевого разделения труда, формированию рациональных внутриотраслевых структурных пропорций в сельском хозяйстве субъектов РФ в СФО. Выявлены основные направления научно-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве, реализация которых будет способствовать повышению конкурентоспособности произведенной продукции.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Совершенствование инвестиционной политики в сельском хозяйстве сибири в современных условиях

ТЮ ЛЮДМИЛА, ЧИРКОВА ИРИНА

Рассмотрены проблемы инвестирования сельского хозяйства Сибирского федерального округа, обусловленные сокращением объемов государственной поддержки, возможностей кредитования и снижением собственных финансовых средств сельскохозяйственных организаций. Среднегодовой темп снижения инвестиций в основной капитал АПК СФО за 2011-2015 гг. составил 97,7‰. Современная аграрная политика нацелена на поддержку крупного индустриального производства, а значительная часть имеющихся земельных и производственных ресурсов средних и малых форм хозяйствования неэффективно используется при реализации мер по импортозамещению. Решение данных проблем требует совершенствования текущей инвестиционной политики на уровне субъектов РФ, включая стимулирование притока инвестиций в приоритетные подотрасли сельского хозяйства, расширение государственной поддержки малого и среднего агробизнеса. С целью преодоления последствий инвестиционной паузы в сельском хозяйстве СФО и дальнейшего наращивания агропромышленного производства необходимо повысить темпы роста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 8-10‰. Механизм использования ограниченных инвестиционных ресурсов должен формироваться с учетом специфики региона для определения точек роста и приоритетного их инвестирования.