ISSN 0235-2443

Герасимов Алексей Николаевич (Gerasimov A.)

Организация: ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор кафедры статистики и эконометрики


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий

ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, ЛЕЛИКОВА ЕКАТЕРИНА, ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ

Рост потенциала сельского хозяйства и сельских территорий, их развитие является одним из важнейших способов обеспечения экономической безопасности государства. В регионах аграрной специализации сельские территории выполняют производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно–коммуникационную функции, стимулируют рост конкурентоспособности экономики, обеспечивают продовольственную безопасность. В современных условиях стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом формирования актуальных целей и задач социально–экономического развития сельских территорий, как на уровне страны в целом, так и отдельных аграрно-ориентированных регионов. В процессе планирования необходимо сформировать параметры вероятных сценариев развития сельской экономики, которая должна стать драйвером роста для многих секторов и отраслей отечественной экономической системы. Организации сельскохозяйственной отрасли, выступающие в настоящее время ключевыми хозяйствующими субъектами, где задействована основная часть трудоспособного сельского населения, вынуждены в краткосрочной перспективе решать такие проблемы, как: освоение новых рынков сбыта продукции и сельскохозяйственного сырья; формирование устойчивых связей на взаимовыгодных условиях с предприятиями пищевой промышленности; ограниченность ресурсов малых и средних сельхозтоваропроизводителей для освоения перспективных разработок и технологий; недостаточное взаимодействие с образовательными учреждениями и научным сообществом. Поэтому в современных реалиях возникает потребность в формировании механизма комплексного развития сельских территорий, в котором отводится активная роль государственным органам власти, основанная на интегрированном межведомственном подходе в достижении запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Управление ценовым механизмом в агропромышленном комплексе

ТРУХАЧЁВ ВЛАДИМИР, БИНАТОВ ЮРИЙ, ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ

Длительное отсутствие со времен постсоциалистической экономики эквивалентных ценовых отношений в АПК, установление ценовых пропорций между его отраслями и сферами до сих пор относятся к числу нерешенных проблем. Государственное регулирование цен не обеспечивает необходимую прибыльность и устойчивую конкурентоспособность большинства организаций. Ценообразование в АПК остается одной из критических точек, затрагивающее интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, массы посредников, экспортеров и импортеров, что требует в долгосрочной перспективе установления справедливого ценообразования по всей продуктовой цепочке АПК. Сложившаяся практика ценообразования со значительным отображением индикаторов социалистической эпохи и современного формирования неравновесных рыночных цен на базе отсутствия конкуренции, учета и обоснования спроса и предложения, требует разработки федерального закона о ценообразовании. Правовой подход к ценовым отношениям определяется статьей 71 Конституции РФ, в соответствии с которой основы ценовой политики вырабатываются в законодательном порядке, так как отсутствие равновесных цен и разбалансировка ценового механизма приводит к масштабным разрушительным последствиям в социальной и экономической сферах государства.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Определение приоритетных направлений инновационного развития сельского хозяйства ставропольского края

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ, ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, СКРИПНИЧЕНКО ЮРИЙ

От эффективной инновационной деятельности регионов во многом зависит стабильное, динамичное развитие сельского хозяйства России. Исследование приоритетных направлений инновационного развития сельскохозяйственного производства Ставропольского края вызвано необходимостью дифференцировать различные направления специализации данной отрасли региона для определения наиболее эффективных направлений стимулирования инновационного развития. В связи с этим актуальным является исследовать теоретические и практические аспекты инновационного развития сельского хозяйства, его организационно-экономический механизм, а также определить приоритетные направления, которые будут способствовать росту инновационной активности в аграрном секторе региона. Целью исследования является выявление приоритетных направлений развития сельского хозяйства для возможности использования преимуществ отдельных направлений развития с точки зрения воздействия факторов-стимуляторов и факторов-дестимуляторов. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области пространственной экономики и экономического анализа, тематические публикации в периодической печати, посвященные проблематике сельскохозяйственного производства в системе управления региональными социально-экономическими системами. Для определения приоритетных направлений развития сельского хозяйства использовалась методика, отличающаяся блочной структурой. Модель многокритериальной рейтинговой оценки предусматривает критерии оценки потенциала инновационного развития территорий. В качестве ключевого параметра потенциала инновационного развития выступает обобщающий показатель, в соответствии с уровнем которого выделяется три уровня потенциала инновационного развития.