ISSN 0235-2443

Мусаев Терлан Иззетович (Musayev T.)

Организация: Филиал Дагестанского государственного университета

Другие сведения: кандидат экономических наук, доцент, Заслуженный экономист Республики Дагестан, Филиал Дагестанского государственного университета в г.Дербенте.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Повышение эффективности виноградовинодельческого подкомплекса республики дагестан

МУСАЕВ ТЕРЛАН

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованных предложений по дальнейшему повышению экономической эффективности виноградовинодельческого подкомплекса АПК Республики Дагестан. Виноградовинодельческий рынок функционирует в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации, связанной, прежде всего, с диспаритетом цен на виноград и промышленную продукцию для его производства, либерализацией внешнеторговой деятельности при меньшей конкурентоспособности отечественной продукции. Необходимо экономическое регулирование рынка виноградовинодельческой продукции на основе государственного протекционизма, субсидирования производства винограда, а также налогового и инвестиционного стимулирования.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторный анализ прибыли и рентабельности производства винограда

МУСАЕВ ТЕРЛАН

На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.