ISSN 0235-2443

Ивойлова Ирина Владимировна (Ivoylova I.)

Организация: ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: ведущий экономист, сектор международной интеграции в аграрной сфере


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Развитие сельских дорожно-транспортных и товаропроводящих систем с учетом становления современного агротуризма

ТАРАСОВ ВЛАДИМИР, ИВОЙЛОВА ИРИНА

В статье рассмотрено развитие сельских дорожно-транспортных и товаропроводящих систем с учетом становления современного агротуризма. Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. В целях поддержания устойчивого развития общества, сельской местности, сельского населения, уменьшения разрыва в качестве жизни между городом и селом, сохранения традиционной культуры реализуются программы по созданию и развитию сети агрогородков, агроэкоусадеб. Развитие агрогородков и агроусадеб должно привести к развитию сельского (аграрного) туризма. Влияние агротуризма на развитие сельских территорий является многоаспектным, поскольку охватывает как экономические (расширение специализации крестьянских хозяйств), так и социальные (дополнительный заработок, улучшение благоустройства сельских поселений) аспекты жизнедеятельности сельского населения. Агротуризм является одним из высокодоходных видов деятельности, где основной особенностью является кооперация множества сопряженных отраслей. Авторы разделяют позиции разработчиков «Концепции развития сельского туризма в России до 2030 года».


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Дорожно-транспортные и товаропроводящие сети для поставки минеральных удобрений, сельскохозяйственного сырья и продовольственных продуктов

УШАЧЕВ ИВАН, ТАРАСОВ ВЛАДИМИР, ИВОЙЛОВА ИРИНА, ИМЕННАЯ ЕЛИЗАВЕТА

В статье рассмотрено состояние отрасли грузоперевозок РФ по итогам 2017 г. Установлено, что по всем видам транспорта грузооборот вырос на 5,5‰, основными драйверами стали увеличившиеся объемы экспорта пшеницы и минеральных удобрении. Наибольшую динамику показали сегменты перевозки зерна железнодорожным транспортом, перевалка минеральных удобрений в портах Балтийского бассейна, перевалка зерна в портах Азово-Черноморского бассейна. В среднесрочной перспективе ожидается продолжение главных тенденций 2017 - начала 2019 г. и дальнейшее увеличение объема экспорта пшеницы и минеральных удобрений.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Российский рынок продукции халяль

ИВОЙЛОВА ИРИНА, ТАРАСОВ ВЛАДИМИР

Актуальность темы определяется социальными и экономическими предпосылками. Рынок продукции халяль весьма привлекателен и перспективен в связи с высокими темпами роста и миграции мусульманского населения и в России, и в мире. Вместе с тем халяльная продукция воспринимается как более качественный продукт с точки зрения производства, условий переработки и хранения, поэтому продукция с сертификатом «Халяль» востребована не только среди мусульман, но и среди потребителей иных религиозных мировоззрений и людей, далеких от всех религий (их доля составляет более 50‰). Следует отметить, что рынок халяльной продукции в России еще недостаточно сформирован и находится в стадии становления и роста, а хорошим стимулом для производства и сертификации халяль продуктов являются большие возможности в плане экспорта в мусульманские страны. В России заметна большая неравномерность распределения производства халяльной продукции, поэтому необходимо налаживать систему логистики и поставок продуктов халяль, вести подготовку специализированных кадров в области халяльной пищевой промышленности, которые являются серьезным дефицитом для производителей.


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Кластеризация апк - важнейший элемент развития евразийской интеграции в аграрной сфере

РАХМАНОВ АНДРЕЙ, ИВОЙЛОВА ИРИНА

Изучение опыта зарубежных стран, ЕАЭС и отдельных регионов России показало, что наиболее перспективной формой интеграционного взаимодействия являются аграрные кластеры, особенно в сочетании с использованием сравнительных транспортно-логистических преимуществ государств и интеграционных образований. Цель исследования - научное обоснование создания и функционирования агропромышленных кластеров как неотъемлемой составляющей стратегии национальной и региональной интеграции. В основу исследований положен метод диалектического познания процессов и явлений. Проанализирован опыт зарубежных стран в создании и функционировании транспортно-логистических кластеров Отмечено, что в интеграционном пространстве ЕАЭС открываются перспективы для развития аграрно-логистических кластеров. Выделены сдерживающие факторы в развитии кластеров: недостаточная проработка организационных структур и методов управления, алгоритма функционирования, отношений и взаимодействий между участниками. Применение кластерного подхода в АПК стран ЕАЭС требует внедрения масштабных инноваций. Создание кластеров позволит усилить конкурентоспособность продукции АПК государств ЕАЭС, диверсифицировать сельскохозяйственное производство, будет содействовать выходу на новые зарубежные рынки сбыта, повысит экономическую эффективность АПК и сопряженных отраслей. Сделан вывод, что невысокие рейтинги транспорта и логистики государств-членов ЕАЭС могут крайне негативно сказаться на их участии в мировом внешнеторговом обороте. Необходима ускоренная разработка и реализация евразийской стратегии комплексного развития логистики. Создание совместных евразийских аграрно-логистических кластеров способно стать драйвером повышения конкурентоспособности агропромышленных и аграрно-логистических отраслей.