Яндекс.Метрика

О ПОСТРОЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


ЭПШТЕЙН ДАВИД

DOI 10.33305/211-76

УДК 332.122:338.43:332.055.2

Выпуск № 1, Январь 2021 г., статья № 10, стр. 76-91

Рубрика: Развитие сельских территорий

Ключевые слова: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ


Аннотация: Показано, что в постсоветский период сложная демографическая ситуация, проявляющаяся в снижении естественного прироста населения, сложилась не только в сельской местности, но и в городах. Об этом, в частности, свидетельствует высокий коэффициент корреляции Пирсона (0,55) между темпами роста (убыли) населения по регионам. Доли городского и сельского населения, которые нуждаются в кардинальном улучшении своего благосостояния для того, чтобы территориально могло осуществляться хотя бы его простое воспроизводство (даже с учетом миграции), у нас примерно равны и составляют порядка 60‰. Этот факт ведет к важному методологическому выводу: для экономической науки и для руководства страны при разработке экономических программ было бы ошибочно рассматривать только динамику населения сельских территорий или, наоборот, только динамику городского населения раздельно и раздельно решать для них задачи повышения численности населения и устойчивого развития. Порядка 20‰ консолидированного бюджета, с учетом структуры сегодняшних государственных расходов, могли бы быть направлены на повышение благосостояния населения сельских территорий и развитие сельской экономики. Предложен подход «снизу-вверх» к разработке государственной комплексной программы, нацеленной на устойчивое повышение темпов естественного роста населения с помощью повышения благосостояния городского и сельского населения, в трех сферах - демографической, экономической, социально-инфраструктурной. Построение осуществляется «снизу– вверх», то есть, требуемые мероприятия и объемы финансирования определяются для районного уровня в ходе взаимодействия администраций районов с министерствами, отвечающими за социальную и иную инфраструктуру, раздельно для городского и сельского населения, с учетом приоритетов, определяемых целями программы. Требуемые величины финансирования для каждого района определяются на основе нормативов развития каждой из отраслей социальной сферы.

Авторы:
Эпштейн Давид Беркович, Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Эпштейн, Д. Б. О построении комплексной программы устойчивого развития городских и сельских территорий / Д. Б. Эпштейн. – DOI 10.33305/211-76. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2021. – № 1. – (Развитие сельских территорий). – С. 76-91.


ON DEVELOPING A COMPREHENSIVE SUSTAINABLE URBAN AND RURAL DEVELOPMENT PROGRAM

DOI 10.33305/211-76

Issue № 1, 2021, article № 10, pages 76-91

Section: Development of rural territories

Keywords: SUSTAINABLE DEVELOPMENT, RURAL AREAS, URBAN AREAS, STATE PROGRAM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT, NATURAL POPULATION GROWTH

Abstract: It is shown that in the post-Soviet period a difficult demographic situation, manifested in a decrease in natural population growth, developed not only in rural areas, but also in cities. This, in particular, is evidenced by the high Pearson correlation coefficient (0.55) between the growth (decline) rates of the population by region. The shares of the urban and rural population, which need a radical improvement in their well-being in order for at least its simple reproduction (even taking into account migration) to be carried out, are approximately equal in our country and amount to about 60‰. This fact leads to an important methodological conclusion: for economic science and for the country's leadership, when developing economic programs, it would be a mistake to consider only the dynamics of the population of rural areas or, conversely, only the dynamics of the urban population separately and separately to solve for them the problems of increasing the population and sustainable development. About 20‰ of the consolidated budget, taking into account the structure of today's government spending, could be directed to improving the welfare of the population of rural areas and the development of the rural economy. A bottom-up approach to the development of a comprehensive state program aimed at a sustainable increase in the rate of natural population growth by improving the well-being of the urban and rural population is proposed in three areas - demographic, economic, social and socio-infrastructural. The construction is carried out "from the bottom up", that is, the required activities and the amount of funding are determined for the district level in the course of interaction of district administrations with ministries responsible for social and other infrastructure and the Ministry of Economic Development and the Ministry of Agriculture, separately for urban and rural populations, with taking into account the priorities determined by the objectives of the program. The required amounts of financing for each district are determined on the basis of development standards for each of the social sectors.

Authors: Epshtein David Berkovich