ISSN 0235-2443

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


Выпуск: № 10, дата публикации: Октябрь 2020 г.
Номер статьи: 4, страницы: 41-50

УДК 330.3

doi: 10.33305/2010-41

СВЕТЛОВ НИКОЛАЙ

КАК УЛУЧШИТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ЭКСПОРТ, LABOUR PRODUCTIVITY, RESOURCE USAGE, GRAIN, MATHEMATICAL MODELING IN ECONOMICS, SIMULATION, PLANNING FAILURES, EXPORT, АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, БАЛАНСЫ РЕСУРСОВ, ЗЕРНО, ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗЪЯНЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ASTRAKHAN OBLAST

АННОТАЦИЯ:

В научной литературе детально обсуждаются перспективы и риски федерального проекта «Экспорт продукции АПК», однако изъяны его планирования пока не исследованы. В статье показано, что последствием изъянов стало принятие некоторыми субъектами федерации обязательств, которые либо невыполнимы, либо могут породить серьёзные трудности. Это доказывается результатами компьютерного эксперимента, поставленного на модели равновесия на рынках сельскохозяйственной продукции субъектов федерации по сценарию, отражающему региональные обязательства по федеральному проекту на 2019 год. Установлено, что шесть областей, расположенных на границе России, – Амурская, Астраханская, Брянская, Калининградская, Ростовская, Смоленская – не в состоянии выполнить свои обязательства при сценарных условиях. Проверка, проведённая для Астраханской области, показала, что область сформировала свои обязательства по зерну, ориентируясь на транзит зерна за рубеж из других регионов, вследствие чего обязательства на 2019 г. почти в 24 раза превышают существующее производство зерна при запланированном росте последнего с 2014 по 2024 г. лишь на 49‰. Таким образом, обязательства Астраханской области по зерну требуют корректировки. По результатам анализа вносится предложение перестроить систему планирования федерального проекта, дополнив её обязательным расчётом балансов ресурсов по каждому субъекту федерации с учётом взятых обязательств. Это можно обеспечить использованием экономико-математической модели, применённой в данном исследовании. Кроме того, предлагается публиковать обоснование обязательств субъектов федерации для своевременного выявления неточностей экспертным сообществом.

АВТОР:

Светлов Николай Михайлович доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр агропродовольственной политики, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».


Скачать эту статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Размер файла: 0.260 Мб., формат: *.pdf


ENGLISH:

Svetlov N.

HOW TO IMPROVE THE PLANNING OF THE FEDERAL PROJECT "EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS"

Scientific literature thoroughly debates the foresights and risks of the federal project “Export of production of agro-industrial complex”. However, the failures of its planning have not been studied. The paper shows that, as a consequence of such failures, some federal subjects of Russia have made such commitments that are either cannot be fulfilled or may yield severe difficulties. This is proved by the outcome of computer simulation on the model of equilibria in the regional markets of agricultural production. The simulated scenario reflects the regional commitments on the federal project made for year 2019. It is found that six oblasts adjacent to the state border, namely Amur, Astrakhan, Bryansk, Kaliningrad, Rostov and Smolensk, are unable to fulfil their obligations under the scenario terms. The case of the Astrakhan oblast has shown that the oblast made its commitment on grain assuming that the transit of exported grain from other regions is to be accounted for. As a consequence, its year 2019 commitment exceeds the existing grain production almost 24 times, while its planned production growth for the period 2014 to 2019 is just 49‰. Thus, the commitment of the Astrakhan oblast needs to be revised. Based on the performed analysis, it is proposed to reform the planning system for the federal project so as to supplement it with obligatory resource usage calculations for each federal subject taking into account its commitment. This can be provided by means of the mathematical economic model that has been applied for this study. Moreover, it is suggested to publish rationale for the federal subjects' commitments for the purpose of timely revealing inaccuracies by the expert community.